Rambler's Top100
  

Последний номер газеты

Архив

О газете

Подписка

На сайт РГЭУ "РИНХ"

  
 
В номере

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РФ, ПРОФЕССОР
А.А. РЫЖКИН:

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СЕГОДНЯ - ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    - Анатолий Андреевич, каждый вузовский регион имеет свои особенности. Если взять наш, какова его специфика?

    - Прежде всего надо говорить об особенностях всего экономического региона - Южного федерального округа. Регион наш аграрный, промышленный, культурный. Если говорить о Ростовской области и Ростове как центре ЮФО, то вузы нашей области занимают ведущее место в регионе. У нас 18 государственных, 7 аккредитованных негосударственных вузов, которые практически решают те же проблемы, что и государственные. Поэтому место наше совершенно уникально. Я бы назвал такие цифры. Количество докторов наук в вузах области больше, чем во всех остальных регионах - более 2 500. Студентов во всех государственных вузах - более 140 000. Если говорить о количестве специальностей, их на сегодняшний день более 800, специализаций примерно в 2 раза больше. Роль наших вузов в науке очень значима. Скажу о работах, выполняемых в Ростовском государственном университете, его исследовательских институтах разного профиля, в Таганрогском радиотехническом университете, в Южно-Российском государственном техническом университете. Фундаментальные исследования ведутся и в других вузах. Не могу не назвать свой университет, потому что мы работаем по программам и грантам Министерства образования и Российского фонда фундаментальных исследований. Нельзя здесь не упомянуть о строительном университете, о транспортном университете и, конечно, о вузах аграрного профиля. Это Донской аграрный университет, Агро-инженерная академия в Зернограде. По уровню грамотности населения наша область выше, чем многие в России. В г. Ростове-на-Дону есть такой показатель - более 400 студентов на 10000 населения. Ни один город-центр другого региона нашего округа такого показателя не имеет. Для сравнения - по России в среднем - 260, в Ростовской области около 300.

    - Что характерно именно для нашего Совета ректоров?

    - Мы представляем конгломерат вузов, которые независимо от их ведомственного подчинения решают одни и те же проблемы. У нас 11 вузов Минобразования РФ, 3 Минсельхозпрода, 1 Минздрава, 1 Министерства культуры, 1 МПС. Много негосударственных вузов. Мы осуществляем корпоративные действия в воспитательной сфере, в науке, в реализации программ городских (г. Ростова-на-Дону и городов области, где есть вузы) и программ, которые разрабатываются администрацией и губернатором в Ростовской области. Это все реализуем независимо от ведомcтвенной подчиненности, т.е. разобщения ведомственного мы в области не наблюдаем. К сожалению, в других регионах такого единодушия нет.

    - Какие сегодня самые актуальные проблемы взовской жизни? Ведь Совет ректоров в отличии от координирующих научных организаций ближе к жизни стдентов, преподавателей.

    - Самая главная проблема сегодня - повышение статуса вузовского преподавателя, прежде всего путем создания нормальных условий его жизни. Это повышение заработной платы, по крайней мере, в 2 раза по отношению к тому, что есть сейчас. Мне как председателю совета, было поручено выступить на VII съезде ректоров, доклад мы подготовили до съезда, и практически каждый ректор внес свои коррективы. В первоначальном варианте проблем было обозначено много: это отношение к системе единых финансовых обязательств, к системе ведущих вузов, вопрос - быть вузу организацией или учреждением, далее - это и проблемы обеспечения качества образования, и финансирования науки, но в итоге выступление мое свелось к анализу социальных проблем. Во-первых, это зарплата преподавателей и стипендия студентов, во-вторых, это налоговая политика. (Статья 25 Нового налогового кодекса ликвидировала практически все наши преимущества, дарованные указом №1Президента России, - мы несем налоговое бремя от сумм, которые зарабатываем, и реинвестируем эти средства в учебный процесс. Кодекс утвержден, налоги мы платим, это неправильно). Мы требовали от имени нашей делегации увеличить зарплату до 10000 рублей доктору и до 7500 рублей доценту, кандидату наук. На сегодня решение коллегии Министерства и мнение Союза ректоров страны - увеличить зарплаты преподавателей в 2 раза. 400 рублей, которые скоро будут получать студенты, не решают проблему; надо увеличивать хотя бы до 600-800 рублей.

    Что касается здоровья студентов. Это проблема функционирования медицинских пунктов и санаториев, профилакториев. Эти вопросы отражены в решение совета Союза ректоров. Доклад наш опубликован, предложения, которые мы высказали, попали в приложение к решениям съезда. Сегодня разработана программа по реализации решений съезда, получено подтверждение, что программа эта утверждена первым замминистра А.Ф. Киселевым.

    - Давайте попытаемся ранжировать наиболее актуальные взовские проблемы.

    - Вот, как бы я ответил на этот вопрос. Зарплата - первая проблема, стипендия студентам - вторая, далее - развитие материальной базы учебного процесса. Надо обновлять научное и техлогическое оборудование, сегодня, к счастью, начали выделять деньги из бюджета, но это капля в море. Если брать технические университеты, например, такого профиля, как наш машиностроительный, то необходимы роботы, станки современные, сварочные агрегаты. Сегодня их стоимость измеряется уже миллионами.

    Проблема компьютерной техники остро уже не стоит, мы достаточно оснащены за счет внебюджетных средств, а приобретение программного лицензионного продукта - это серьезный вопрос. Многие до сих пор пользуются незаконно полученными программами или разрабатывают сами, продают их. Таганрогский радиотехнический университет и Южно-Российский университет экономики и сервиса делают это очень успешно. Но есть пакеты прикладных программ на современных языках программирования, которые надо покупать, а солидные программы - это довольно приличные суммы.

    Конечно стоит проблема обеспечения качества образования. Это доктрина не только министерская, но и правительственная, да и каждый ректор понимает, что сегодня специалист любого вуза должен мгновенно адаптироваться к условиям работы не только крупных государственных предприятий - промышленных, строительных, банков, но и ориентироваться на работу в частных фирмах, больших, средних, совсем крошечных, где нет периода адаптации, когда бы студент-новобранец 2-3 года рос, а потом стал специалистом. Сегодня эта задача должна решаться в вузе. Есть республиканская программа обеспечения качества подготовки, но каждый вуз преломляет ее к своим условиям. В педагогическом вузе одни проблемы, в медицинском - другие, а в инженерном образовании они, может быть, сложнее, чем где-либо, потому что сегодня инженера нужно вооружить инструментом не только познания, но и творчества. Необходимы более глубокие, чем раньше, знания в сфере математики, механики, физики, умение находить оптимальные решения. Для инженера важна не только техническая сторона дела, но и рациональная, экономическая.

    И, конечно, я не могу не сказать о проблеме, которую ставлю, наверное, на нулевую, то есть самую важную, позицию. Это отсутствие необходимого количества учебных площадей. Сегодня каждый вуз испытывает недостаток площадей. Есть норматив, что на одного студента "нетворческих" вузов должно приходиться 15 кв. м. ДГТУ считался до недавнего времени благополучным вузом (у нас примерно 10.5 кв. м.), но аккредитационная комиссия Министерства требует выполнения нормативных показателей. Мы решаем эту проблему договорами с предприятиями, нам сдают в аренду площади. Но это временно - надо развивать материальную базу, строить новые корпуса. Мы в ДГТУ строим объект на 15000 кв. м. с вводом его в 2004 г. Строительный университет этим занимается серьезно, РГУ, педуниверситет, в Шахтах решают эту проблему, в Таганроге. То есть каждый вуз пытается строить, но без увеличения финансовой поддержки центра это не удастся сделать быстро.

    Последнее - это бытовые условия преподавателей и студентов. Думаю, что нам нужно создавать в общежитиях комфортные условия. Такая работа проводится в РГУПСе, в строительном университете: они на пр. Шолохова доводят общежитие до уровня гостиничного типа. Это правильно. Может быть, им немного проще: они подключают к этому строительные структуры. Но тем не менее каждый вуз эту проблему как-то пытается решать. В ДГТУ запланировано строительство общежития на 570 мест, где будут двух- и трехместные квартиры. Общежитие рассчитано на студентов и аспирантов, в том числе - иностранных. В ТРТУ сделано много, но это все требует больших средств.

    Вот круг вопросов, которые требуют срочного решения.

    - Расскажите, пожалуйста, об отношениях с властью.

    - Я должен сказать совершенно откровенно, что у нас с властью сложились нормальные, я бы сказал даже, доверительные отношения. Это не формальные отношения, которые сводятся к выпрашиванию средств. У нас эти проблемы решаются по-другому. Во-первых, существует программа взаимодействия вузов, администрации области и федерального министерства. Кстати, мы ее подписали одни из первых в России. Губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб и его заместитель А.И.Бедрик, который курирует нас, теперь последовательно ее выполняют. Я назову самые крупные вопросы, которые решены администрацией области, г. Ростова и других городов. Например, в рамках программы поддержки высшей школы, губернатор оказывает помощь вузам, правда, может быть, в недостаточных объемах, финансирует исследования, выполняемые в интересах области; размер премий ученым за выдающиеся достижения в науке, увеличивается с каждым годом, в прошлом году они составляли 8000 руб.; имеются губернаторские стипендии студентам и аспирантом, дотации на проезд студентам, дотации малообеспеченным студентам. Эти суммы перечисляются вузам на основании постановлений, которые В.Ф. Чуб подписывает ежегодно.

    Далее - решение проблемы информатизации сельской школы. Вузы принимают в этом участие, оказывают помощь и министерство образования России. Губернатор выделил автобусы не только школам, но и высшим учебным заведениям. Вузы получили 1-2 и даже 3 автобуса в том случае, если это крупный вуз, например - РГУ, Таганрогский, Новочеркасский университеты.

    Совет ректоров решает оперативные проблемы: у нас были вопросы функционирования студенческой поликлиники в г. Ростове-на-Дону, были задержки зарплаты работникам здравпунктов вузов даже в этом году. Благодаря активному вмешательству А.И. Бедрика удалось нормализовать ситуацию.

    В.Ф. Чуб только в прошлом году выделил на капитальное строительство более 8 млн. рублей из резервов губернатора.

    Хотелось бы, чтобы Законодательное собрание области все-таки приняло закон об образовании в Ростовской области. Мы такие предложения выдвигали несколько раз, к сожалению, пока безрезультатно. Практически во всех регионах России такой закон есть. В Волоградской области это давно сделали.

    По этому закону из бюджета субъекта РФ финансируются все образовательные структуры - не только средняя школа, но и вузы, училища.

    - Анатолий Андреевич, какую роль отводит Совет ректоров межвузовской газете?

    - Газета "Академия" начиналась как газета одного вуза - РГЭУ. Постепенно накапливалась информация и по другим вузам. Время требует, чтобы газета освещала положительный опыт обеспечения качества образования независимо от того, технический это вуз или гуманитарный.

    Очень важна проблема воспитания, воспитания в широком смысле, в том числе - интернациональном, особенно, если учитывать геополитическое положение области. У нас учится много ребят из республик Северного Кавказа. Проблемы взаимоотношений национальностей, народностей в вузах нет, но надо, чтобы этот момент в газете освещался и был предметом внимания ректоратов вузов.

    Сюда же я отношу и проблему патриотического воспитания со всеми аспектами: это и историография, и культурология, потому что мы - уникальный регион с богатыми историческими традициями. Но не все студенты, к сожалению, знают историю нашего края, историю России.

    Надо более подробно освещать вопросы досуга молодежи, быта студентов. Комитет по молодежной политике устроил соревнование между общежитиями, первое место заняло общежитие РГУПСа. Многие вузы не могут с ним конкурировать, потому что РГУПС модернизировался за счет МПС. У других вузов таких средств нет. Но даже на старых площадях, требующих капитального ремонта, есть что показывать. Это работа студсоветов, комиссий по контролю качества питания. Об этом надо говорить особо: стоимость питания в разных вузах почему-то разная. Цены поднимают за счет разных накруток. На примере 2-3 вузов следует показать, где положение нормальное, а где о студентах вообще не думают.

    Необходимо рассказывать о творческом потенциале студентов. Я понимаю слово"творческий потенциал" в широком смысле, это и научная деятельность, и участие в общественном труде, самодеятельности.

    Так что у газеты есть много общевузовских тем и Совет ректоров надеется на тесное сотрудничество с редакцией.

Записал А. БЕРЕЗНЯК


следующая статья...

предыдущая статья...

в номере...

 


Rambler's Top100

ПоСети: участник
рейтинга


Связаться с вебмастером можно здесь
Все права защищены, 2001 (c) РГЭУ.